Приказ Минпросвещения России
от 9 октября 2024 г. N704:
изменения, касающиеся федеральных образовательных
программ основного общего образования (ООО) и среднего
общего образования (СОО).
Какие шаги нам необходимо предпринять
первую очередь:
• Внести изменения в ООП каждого уровня общего образования
(НОО, ООО, СОО).
• Обеспечить
организационно-методическое
сопровождение
педагогических коллективов общеобразовательных организаций в
части анализа изменений в организации преподавания учебных
предметов, например, учёт перечня (кодификатора) проверяемых
метапредметных результатов и поурочного планирования и др.,
представленных в приказе №704.
• Организовать оптимизацию документооборота ОО (домашнее
задание, его объѐм, контрольные работы и иные виды проверочных
работ).
Структура ФОП НОО, ФОП ООО, ФОП СОО
(с 01.09.2025)
Структура ФОП НОО
Структура ФОП ООО
Структура ФОП СОО
Общие положения
Пп. 1-16
Общие положения
Пп. 1-15
Общие положения
Пп. 1-15
Целевой раздел
Пп. 17-19
Целевой раздел
Пп. 16-18
Целевой раздел
Пп. 16-18
Содержательный раздел
Пп. 20-170
Содержательный раздел
Пп. 19-166
Содержательный раздел
Пп.19-133
Организационный
раздел
Пп. 170-174
Организационный
раздел
Пп.167-170
Организационный
раздел
Пп.131-134
Обратим внимание на некоторые
изменения
1.Изменился минимальный общий объем аудиторной работы обучающихся
основной школы: он увеличен с 5058 до 5338 академических часов.
2. Ограничено время на оценочные процедуры (проверочные, контрольные
работы, ВПР): оно не должно превышать 10% от всего объема учебного
времени, отводимого одному классу на изучение одного предмета в текущем
учебном году.
Длительность контрольной письменной работы 1-2 урока, практических
работ и работ, не являющихся формой контроля, – 1 урок (подпункт 18.4).
3.Установлены перечни (кодификаторы) проверяемых требований к
результатам освоения образовательных программ, которые используются в
федеральных и региональных процедурах оценки качества образования
(подпункт 18.17.1. Таблица 1)
Таблица 1
Перечень (кодификатор) проверяемых
требований к метапредметным результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования (извлечение)
Код
проверяемого
требования
1
1.1
Проверяемые требования к метапредметным результатам
освоения основной образовательной программы основного
общего образования
Познавательные УУД
Базовые логические действия
1.1.1
Выявлять и характеризовать
объектов (явлений)
существенные
признаки
1.1.2
Устанавливать существенный признак классификации,
основания для обобщения и сравнения, критерии
проводимого анализа
Обратим внимание на некоторые
изменения:
4.Программы синхронизированы с ОГЭ и ЕГЭ: по каждому
учебному предмету указан перечень элементов содержания,
проверяемых на ОГЭ и ЕГЭ.
5.Дано
поурочное планирование по учебным предметам по
классам с вариантами для самостоятельного его конструирования.
6.В ФОП НОО внесены изменения в федеральные рабочие программы (ФРП) по
русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, математике, труду
(технологии), физической культуре.
7.В ФОП ООО, ФОП СОО внесены изменения в ФРП по русскому языку,
литературе, истории, обществознанию, математике, географии, физике, химии,
биологии, труду (технологии), основам безопасности и защиты Родины, физкультуре.
Важно:
с 1 сентября 2025 года – в 6–7-х классах обществознание не
изучается; в 8–9-х классах число часов, рекомендованных для изучения
предмета, остается без изменений, а с 1 сентября 2026 года обществознание
будет изучаться только в 9-м классе.
• С 1 сентября 2025 года в 5–7-х классах число часов, рекомендованных для
изучения истории, составляет 3 часа в неделю: 5-й класс – 68 часов (всеобщая
история), 34 часа (история нашего края); 6-й и 7-й классы – 28 часов
(всеобщая история), 57 часов (история России), 17 часов (история нашего
края).
• В 8–9-х классах изменения предусмотрены с 1 сентября 2026 года: для 8-х
классов отводится 34 часа на всеобщую историю и 68 часов на историю
России; для 9-х классов – 23 часа на всеобщую историю и 45 часов на
историю России.
•
КонсультантПлюс: примечание.
Пп. 132 п. 1 (в части содержания обучения, предметных результатов, количества часов на
изучение изучение предмета "Обществознание" в 8 - 9 кл.) вступает в силу с 01.09.2026.
132) в пункте 151:
подпункт 151.3 изложить в следующей редакции:
"151.3. Содержание обучения в 9 классе.
Символы государства: Государственный герб Российской Федерации, Государственный флаг
Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации.
Обращаем внимание
150.10. В федеральных и региональных процедурах оценки качества образования
используется перечень (кодификатор) распределенных по классам проверяемых
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования и элементов содержания по истории.
Таблица 16.1
Проверяемые элементы содержания (5 класс)
Код
1
Код
Проверяемый элемент содержания
1
Введение в историю. Первобытность
1.1
Что изучает история. Источники исторических знаний. Специальные
(вспомогательные) исторические дисциплины. Историческая хронология
(счет лет "до н.э." и "н.э."). Историческая карта
Введение в историю. Первобытность
1.1
Что изучает история. Источники исторических
знаний.
Специальные
(вспомогательные)
исторические дисциплины. Историческая хронология
(счет лет "до н.э." и "н.э."). Историческая карта
1.2
Происхождение, расселение и эволюция древнейшего
человека. Условия жизни и занятия первобытных
людей. Овладение огнем. Появление человека
разумного. Охота и собирательство. Присваивающее
хозяйство. Род и родовые отношения. Древнейшие
земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность,
изобретения. Появление ремесел. Производящее
хозяйство. Развитие обмена и торговли. Переход от
родовой к соседской общине. Появление знати.
Представления об окружающем мире, верования
первобытных людей. Искусство первобытных людей.
Разложение первобытнообщинных отношений. На
пороге цивилизации
Таблица 16
Проверяемые требования к результатам освоения основной
образовательной программы (5 класс)
Проверяемый элемент содержания
Для каждого учебного предмета представлены:
150.11. Для проведения основного государственного экзамена по истории (далее - ОГЭ по
истории) используется перечень (кодификатор) проверяемых требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания.
150.12. Поурочное планирование
(для обучающихся, начавших освоение
ФОП ООО с 1 сентября 2025 года)
Поурочное планирование
Таблица 17
5 класс
Таблица 16.10
Проверяемые на ОГЭ по истории требования
к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования
Код
Проверяемые требования к предметным результатам базового уровня
проверяемого освоения основной образовательной программы основного общего
требования
образования на основе ФГОС
1
Умение определять последовательность событий, явлений, процессов;
соотносить события истории разных стран и народов с историческими
периодами, событиями региональной и мировой истории, события
истории родного края и истории России; определять современников
исторических событий, явлений, процессов
N п/п
Тема урока
Количест
во часов
Всего
Урок 1
Введение
1
Урок 2
Древнейшие люди
1
Урок 3
Первобытные охотники и собиратели
1
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Учебный предмет «ГЕОГРАФИЯ» является обязательным на
уровне основного общего образования и среднего общего
образования
Изменения в изучении географии, которые
предусмотрены приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9
октября 2024 года №704.
Для базового уровня географии в приказе добавлено
поурочное планирование
• Федеральные рабочие программы для уровней основного общего и среднего общего образования по учебному
предмету «География» в качестве одной из целей изучения ставят воспитание чувства патриотизма, любви к своей
Родине, малой родине, ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру,
прошлое и настоящее многонационального народа России, взаимопонимание с другими народами на основе
формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности; что соответствует
реализации Концепции развития географического образования в Российской Федерации.
• В курсах Географии 8 и 9 класс за счет резервных уроков выделяем модули
по 5 часов для изучения «Географии Волгоградской области»
Включѐн перечень проверяемых требований к результатам
освоения образовательных программ и элементов содержания
предмету.
Учебники
• Для закупки учебников 5-9 классы ориентируемся на ФПУ.
• 10-11 класс готовится к изданию единый учебник «География»
• Для организации образовательного процесса пользуемся
учебниками библиотечного фонда, внося корректировки по
содержанию.